Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 27.04.2024, 13:41

ГБДОУ №19

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
2024
Меню сайта
Другое дело
Права ребенка
Здоровая Россия
Растим детей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Одним из важных результатов работы педагогов детского сада можно считать работу по социальной адаптации детей в окружающий его мир. Для этого ребенок должен в первую очередь осознать себя как «личность», у которой есть свои потребности, умения, навыки и возможности их реализовать.

 Для нормально развивающегося ребенка вопрос социально-личностной адаптации заключается в поэтапном, планомерном получении им всех умений, навыков и знаний, предусмотренных программой обучения в детском саду и повседневной жизни людей. Все разделы программы связаны между собой и представляют единую систему обучения, где все полученные ребенком знания, умения и навыки реализуются в повседневной жизни, на занятиях, играх, режиме дня.

 В этой статье рассмотрим социально-бытовую адаптацию детей через освоение ими культурно-гигиенических навыков и навыков самообслужива-ния. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно-гигиенических навыков: мыть руки, чистить зубы, пользоваться ложкой, пользоваться полотенцем, причесываться, аккуратно есть и пить, вытирать руки и рот салфеткой, использовать носовой платок, самостоятельно раздеваться и одеваться, застегивать и расстегивать пуговицы. Аккуратно складывать свою одежду, следить за чистотой своего тела, выполнять трудовые действия, использовать элементарные трудовые орудия (веник. савок, тряпка, губка), полить цветы, накрыть на стол, убрать со стола и т.д. Эти навыки - одна из составляющих культуры поведения человека в быту. Они определяют содержание действий человека, предписывают, что он должен делать в той или иной ситуации, за ними стоят нормы морали, правила поведения.

 Навык – это частично автоматизированное действие. Он формируется в результате многократных повторений, упражнений и характеризуется высокой степенью освоения, а также отсутствием поэлементарного контроля. Навык позволяет ребенку выполнить действие ловко и быстро. Навык ставший потребностью – это привычка. А привычка побуждает ребенка выполнять действия охотно и без принуждения.

 С первых дней жизни ребенка при формировании культурно-гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, «вхождения» его в мир взрослых. Наиболее благоприятный период развития культурно-гигиенических навыков приходится на раннее детство. Основные этапы развития в этом возрасте обеспечивает предметная деятельность. Ребенок начинает знакомиться с миром предметов, созданных человеком. В каждом из них заключена функция, назначение, способ употребления: ложкой есть, карандашом рисовать и т.д. В соответствии с функцией предмета нужно и действовать с ним. Ребенок должен этому научиться, т.е. освоить предметные действия, среди которых можно выделить орудийные и соотносящие. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет: ложкой ест суп, из чашки пьет воду…. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: кладет мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застегивает пуговицы.

 Из каких действий состоят культурно-гигиенические навыки? Чтобы умыться нужно уметь пользоваться мылом и полотенцем, чтобы есть – ложкой, тарелкой и т.д. А это орудийные или соотносящие действия, т.е. формирование культурно-гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития – становлением предметной деятельности.

 По мере освоения культурно-гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым, влияя на становление нового вида деятельности – игры.

Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, приема пищи и т.д.

 Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка не имеют общественного мотива, они направлены на самого себя. Развитие этого вида труда состоит в том, что складываются системы действий, усложняется их содержание. На его основе эпизодически начинает появляться элементарная хозяйственно-бытовая деятельность: малыш залил пол водой и вытер его. В процессе совместного с другими детьми хозяйственно-бытового труда у ребенка формируется осознание значимости своего вклада в общее дело, формируется оценка и самооценка.

В дальнейшем ребенок стремиться получить результат: сложить аккуратно, одеться правильно и т.д. Он выделяет общественные нормы и правила, которые регулируют его трудовую деятельность: помогать другим, каждую вещь надо убрать на место и др.

 Можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание.

 Формирование культурно-гигиенических навыков создает условия для ознакомления с окружающим миром, реализует познавательные потребности. Ребенок, действуя с предметами или орудиями (ложка, мыло, щетка и т.д.), усваивает их функции, узнает их качества: цвет, форма, температура, размер, вкусовые и тактильные признаки.

При выполнении бытовых процессов ребенок наблюдает, сравнивает, анализирует, устанавливает причинно-следственные связи. Сначала внимание детей на них обращает взрослый (в конкретной ситуации), а затем ребенок это делает самостоятельно, опираясь на свой опыт.

 Все это в равной степени относится как к детям младшего возраста, так и детям с нарушением интеллекта.

С 1992 года работаю с детьми группы «особый ребенок», с детьми с разной степенью отставания в развитии. В группе находятся дети с особыми потребностями, эти дети ограничены в своих передвижениях, контакте с другими детьми и взрослыми, в развитии своих навыков умений и потребностей. Исходя из этого, этим детям в первую очередь необходимы умения и навыки, которые помогут им в их дальнейшей жизни, в их адаптации к окружающему миру. Поэтому приоритетным направлением своей работы, считаю, социально-бытовую адаптацию детей с нарушением интеллекта.

 Задачи социально-личностного развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью выполнимы лишь, в случае если для этого создаются необходимые условия. К числу этих задач относится формирование необходимых для жизни культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, умение решать конкретные трудовые поручения, знать и соблюдать элементарные правила поведении среди взрослых и сверстников.

 С этой целью в группе создаются благоприятные условия для оптимального физического и психического развития и эмоционального благополучия каждого ребенка, а также для повышения его познавательной активности, функциональных и адаптивных возможностей. Основой для построения воспитательно-образовательной работы в группе является уровень развития детей в социально-бытовой сфере, а главным фактором – учет состояния физического, психического и эмоционального здоровья детей и их возможностей. Поэтому все занятия, игровая деятельность, режимные моменты и весь режим дня направлены на получение и закрепление умений культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания и использование их в повседневной жизни.

 Для успешной коррекционно-развивающей работы, с помощью специально разработанной документации, выявляются индивидуальные особенности каждого ребенка, его физического и психического развития. Задачи воспитания, обучения и оздоровления детей взаимосвязаны и ориентированы на каждого ребенка с учетом его состояния здоровья и уровня развития. Часть воспитательно-образовательных задач решается в ходе повседневной жизни, длительность индивидуальных занятий гибко варьируется в зависимости от уровня умственной работоспособности детей.

 Социально-бытовая адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью на первом этапе обучения предполагает формирование навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, выполнение элементарных трудовых поручений с помощью взрослого или самостоятельно.

 Воспитание таких детей происходит в так называемой «бытовой» деятельности: в сменяющихся процессах кормления, умывания, одевания и раздевания. Для ее организации создаются условия, которые позволяют успешно формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

Все предметы для формирования навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков (предметы гигиены, одежды, посуда и т.п.), оборудование для элементарных трудовых действий (клеенка, фартуки, тряпочки и т.д.) располагаются в определенных для этого местах хранения, что позволяет детям достаточно быстро запомнить их местонахождение.

 Участие ребенка во всех процессах должно сопровождаться положительными эмоциями, игровыми действиями, стимулирующими интерес к формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Формирование первоначальных культурно-гигиенических навыков и привычек к самообслуживанию происходит не изолированно, а в тесной связи с другими направлениями коррекционно-воспитательной работы.

 Процессу формирования данных навыков очень помогают игры с бытовыми предметами-орудиями, образные игрушки. Создаются разнообразные ситуации, используются естественные бытовые ситуации, сюжетно-дидактические игры, направленные на формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков, в процессе которых решаются общеразвивающие и коррекционные задачи. Уточняя названия предметов, действий с ними, рассказывая о своих действиях, расширяется и пополняется словарный запас детей, развивается речь ребенка, его умение общаться с другими людьми. Развивая когнитивные навыки детей, ребенок получает представление о правилах поведения и общения между людьми.

 Но по-настоящему положительного результата нельзя получить, если вся работа проводится только педагогами в детском саду, поэтому здесь необходима помощь семьи. Только совместные усилия педагогов и родителей дают хороший результат, который в конечном итоге и дает возможность ребенку адаптироваться к окружающему его миру. Организованная таким образом коррекционно-образовательная работа положительно влияет на развитие детей, укреплению их здоровья, социально-личностную реабилитацию детей, овладение ими основами социально-бытового и коммуникативного поведения.

 
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
#новостиВО
МИНПРОСВЕЩЕНИЯ
ЗНАНИЕ
ЭКОПОРТАЛ
Госуслуги
Санкт-Петербург
База знаний

Copyright MyCorp © 2024