Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 25.04.2024, 09:21

ГБДОУ №19

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
2024
Меню сайта
Другое дело
Права ребенка
Здоровая Россия
Растим детей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Опыт работы с детьми с синдромом Дауна

Синдром Дауна – генетическое нарушение, которое возникает вследствие неправильного деления хромосом. По статистике один из 700 новорожденных рождается с синдромом Дауна и это соотношение одинаково в разных странах и социальных слоях, не зависит от образа жизни родителей, их здоровья, вредных привычек, образования и цвета кожи.

Наличие дополнительной хромосомы обуславливает ряд специфических особенностей, присущих большинству людей с синдромом Дауна:

- это и характерные черты лица (широко посаженные и немного раскосые глаза, большой в сравнении с ртом язык), сниженный мышечный тонус и излишняя подвижность суставов, нарушения зрения и часто слуха, более короткие руки и ноги и в целом небольшой рост.

- раньше существовало мнение, что наличие с.Дауна обязательно сопряжено с серьезной умственной отсталостью, но в наши дни хорошо известно, что это не так. У таких деток большой потенциал, они способны очень многому научиться; не смотря на определенные особенности, такой малыш будет развиваться, просто в своем индивидуальном темпе.

В своей работе мы придерживаемся следующих основных принципов:

1. Развитие ребенка с особыми потребностями принципиально не отличается от развития любого другого ребенка. Темп несколько ниже, но порядок шагов более или менее тот же;

2. Детям с с.Дауна для усвоения того или иного навыка необходимо большее количество повторений. Процесс обучения должен идти постепенно, его необходимо разбивать на маленькие шаги;

3. Роль родителей в процессе стимуляции развития ребенка очень велика, поскольку им предстоит ежедневно осуществлять необходимое содействие усвоению малышом новых навыков и их отработке.

В сфере особого внимания специалистов находятся: развитие крупной и мелкой моторики, познавательной деятельности, развитие речи и общения, развитие социальных навыков и навыков самообслуживания.

  • развитие крупной (общей) моторики и ориентировки в пространстве. Поскольку наш сад специализированный, то у нас есть Специалист ЛФК и бассейн, которые занимаются с детьми по своей программе. Однако основную часть дня ребенок проводит в группе, поэтому и основная работа проводится именно там – учителем-дефектологом и воспитателями. В группе мы ориентируемся на 8 умений, которые формируются в период, когда дети научились ходить.

Это умения:   1. ходить по неровной поверхности

2. бить ногой по мячу

3. ходить вверх и вниз по наклонной поверхности

4. подниматься на порожек и спускаться с него

5. подниматься и спускаться по ступенькам

6. ходить быстрым шагом и бегать

7. ходить по узкой полосе поверхности                       8. прыгать       

Для развития этих умений на самом деле не нужны специальные средства, подойдут и блоки от большого деревянного конструктора, небольшие досочки, массажные коврики, обычные мячи и ваша фантазия.

На формирование навыков, относящихся к 8 областям развития, влияют факторы, связанные с анатомическими особенностями (пониженный мышечный тонус, слабость мышц, чрезмерная подвижность суставов, короткие руки и ноги и худшая, чем у других детей, способность сохранять равновесие).

  • развитие мелкой (тонкой) моторики и зрительно-двигательной координации.

Развитие мелкой моторики подобно строительству дома. В первую очередь, закладывают фундамент, а именно:

- стабильность (это то, что позволяет открыть тяжелую дверь, дает возможность надеть обувь и не упасть, т.е. сочетание силы и равновесия, позволяющие сохранить одну часть тела неподвижной, пока другая находится в движении),

- двусторонняя координация (т.е. эффективное использование обеих рук – есть ложкой, придерживая тарелку другой рукой, держать бумагу одной рукой и резать ножницами) и

-  сенсорика (понимание, где находятся ваши пальцы, кисти, руки и как они двигаются без постоянного контроля над ними).

- Этажом выше располагается ловкость, которая позволяет совершать мелкие, точные, эффективные движения кистями рук без особых усилий.

- Все это - основа развития бытовых навыков, таких, как одевание, и других действий по уходу за собой, а так же школьных навыков, например, умения писать печатными буквами.

Важно отметить несколько основных моментов:

- Окружающая среда должна быть максимальна приспособлена к ребенку, легко доступна, с целью максимальной стимуляции самостоятельности.

- Мотивация. Задания должны быть занимательным=интересны и значимыми=близкими. Малыши с синдромом Дауна немного ленивы, поэтому их необходимо стимулировать на всё новое, однако задание не может быть слишком сложным, иначе ребенок просто потеряет к нему интерес.

Особенности: гипотонус, слабость связок и избыточная подвижность суставов, короткие руки и ноги, анатомические особенности кистей.

Для развития мелкой моторики мы используем всевозможные крупы, природные материалы. Мы отвинчиваем крышки, пересыпаем, переливаем, перекладываем. Собираем мозаики, упражняемся с шнурками, липучками, кнопками, пуговицами.

  • развитие познавательной деятельности (когнитивное развитие)

Мы можем обучать ребенка в процессе специально организованного занятия за столом, используя дидактический материал (отрабатывая отдельные умения и навыки) – сортируем зеленые и красные круги, а так же в бытовой деятельности (когда мы сами ставим цель, подсказывая необходимые шаги) – у тебя красное платье, найди такие же носочки,  и в игре (когда ребенок может самостоятельно ставить цели, планировать и выполнить цепочку действий) – давай играть в солдатиков..

Во время занятий хорошо использовать яркие игрушки с различной фактурой и бытовые предметы. Например, для обучения сортировке можно взять шарики и кубики, а можно шишки и каштаны или вилки и ложки. Использование картинок возможно, только если ребенок знаком с предметами, изображенными на них.

  • развитие речи, формирование общения

Дети с синдромом Дауна очень хорошо понимают идею языка и коммуникации, однако само использование речи представляет для них особую сложность. Это связано и с  сложностью самого процесса, и с анатомическими особенностями детей – проблемами со слухом, зрением, строением артикуляционного аппарата. Поэтому нужно максимально привлекать ребенка к общению, много говорить, комментировать все свои действия.

Отметим, что в своей работе мы используем и вербальные, и невербальные средства общения (жесты и таблички со словами), чтобы помочь ребенку проявлять себя в общении, отвечать на коммуникацию.

  • развитие социальных навыков и навыков самообслуживания.

 В основе самообслуживания лежат культурно-гигиенические навыки. Если обычный ребенок без особого труда, наблюдая за взрослым, приобретает определенные умения, навыки и стереотипы поведения, то ребенку с синдромом Дауна необходимо специальное обучение, через многократное повторение, маленькими шажками, положительное эмоциональное подкрепление.

Вывод: в работе с особыми ребенком нужно учиться ждать, потому что обратную реакцию можно увидеть не скоро. Самое важное – уметь радоваться малышу, ведь он не совокупность определенных признаков и умений, не диагноз, а живой человечек, единственный в своём роде, человек, который нуждается в любви и принятии.

Литература:

  1. Киртоки А.Е., Ростова Н.В. Ребенок родился с Синдромов Дауна: беседы психолога. – М.: Даунсайд Ап, 2010. – 48 с.
  2. Кумин Л. Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна.- М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2012. – 280 с.
  3. Медведева Т.П. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна. – М.: Монолит, 2010. – 80 с.
  4. Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с  отклонениями в развитии. – М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. – 64 с.
  5. Поле Е.В. Синдром Дауна. – Дайнсайд Ап, 2012. – 40 с.
  6. Уиндерс Патриция С. Формирование навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна: Руководство для родителей и специалистов. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2011. – 294 с.

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
#новостиВО
МИНПРОСВЕЩЕНИЯ
ЗНАНИЕ
ЭКОПОРТАЛ
Госуслуги
Санкт-Петербург
База знаний

Copyright MyCorp © 2024