Синдром Дауна – генетическое нарушение, которое возникает вследствие неправильного деления хромосом. По статистике один из 700 новорожденных рождается с синдромом Дауна и это соотношение одинаково в разных странах и социальных слоях, не зависит от образа жизни родителей, их здоровья, вредных привычек, образования и цвета кожи.
Наличие дополнительной хромосомы обуславливает ряд специфических особенностей, присущих большинству людей с синдромом Дауна:
- это и характерные черты лица (широко посаженные и немного раскосые глаза, большой в сравнении с ртом язык), сниженный мышечный тонус и излишняя подвижность суставов, нарушения зрения и часто слуха, более короткие руки и ноги и в целом небольшой рост.
- раньше существовало мнение, что наличие с.Дауна обязательно сопряжено с серьезной умственной отсталостью, но в наши дни хорошо известно, что это не так. У таких деток большой потенциал, они способны очень многому научиться; не смотря на определенные особенности, такой малыш будет развиваться, просто в своем индивидуальном темпе.
В своей работе мы придерживаемся следующих основных принципов:
1. Развитие ребенка с особыми потребностями принципиально не отличается от развития любого другого ребенка. Темп несколько ниже, но порядок шагов более или менее тот же;
2. Детям с с.Дауна для усвоения того или иного навыка необходимо большее количество повторений. Процесс обучения должен идти постепенно, его необходимо разбивать на маленькие шаги;
3. Роль родителей в процессе стимуляции развития ребенка очень велика, поскольку им предстоит ежедневно осуществлять необходимое содействие усвоению малышом новых навыков и их отработке.
В сфере особого внимания специалистов находятся: развитие крупной и мелкой моторики, познавательной деятельности, развитие речи и общения, развитие социальных навыков и навыков самообслуживания.
- развитие крупной (общей) моторики и ориентировки в пространстве. Поскольку наш сад специализированный, то у нас есть Специалист ЛФК и бассейн, которые занимаются с детьми по своей программе. Однако основную часть дня ребенок проводит в группе, поэтому и основная работа проводится именно там – учителем-дефектологом и воспитателями. В группе мы ориентируемся на 8 умений, которые формируются в период, когда дети научились ходить.
Это умения: 1. ходить по неровной поверхности
2. бить ногой по мячу
3. ходить вверх и вниз по наклонной поверхности
4. подниматься на порожек и спускаться с него
5. подниматься и спускаться по ступенькам
6. ходить быстрым шагом и бегать
7. ходить по узкой полосе поверхности 8. прыгать
Для развития этих умений на самом деле не нужны специальные средства, подойдут и блоки от большого деревянного конструктора, небольшие досочки, массажные коврики, обычные мячи и ваша фантазия.
На формирование навыков, относящихся к 8 областям развития, влияют факторы, связанные с анатомическими особенностями (пониженный мышечный тонус, слабость мышц, чрезмерная подвижность суставов, короткие руки и ноги и худшая, чем у других детей, способность сохранять равновесие).
- развитие мелкой (тонкой) моторики и зрительно-двигательной координации.
Развитие мелкой моторики подобно строительству дома. В первую очередь, закладывают фундамент, а именно:
- стабильность (это то, что позволяет открыть тяжелую дверь, дает возможность надеть обувь и не упасть, т.е. сочетание силы и равновесия, позволяющие сохранить одну часть тела неподвижной, пока другая находится в движении),
- двусторонняя координация (т.е. эффективное использование обеих рук – есть ложкой, придерживая тарелку другой рукой, держать бумагу одной рукой и резать ножницами) и
- сенсорика (понимание, где находятся ваши пальцы, кисти, руки и как они двигаются без постоянного контроля над ними).
- Этажом выше располагается ловкость, которая позволяет совершать мелкие, точные, эффективные движения кистями рук без особых усилий.
- Все это - основа развития бытовых навыков, таких, как одевание, и других действий по уходу за собой, а так же школьных навыков, например, умения писать печатными буквами.
Важно отметить несколько основных моментов:
- Окружающая среда должна быть максимальна приспособлена к ребенку, легко доступна, с целью максимальной стимуляции самостоятельности.
- Мотивация. Задания должны быть занимательным=интересны и значимыми=близкими. Малыши с синдромом Дауна немного ленивы, поэтому их необходимо стимулировать на всё новое, однако задание не может быть слишком сложным, иначе ребенок просто потеряет к нему интерес.
Особенности: гипотонус, слабость связок и избыточная подвижность суставов, короткие руки и ноги, анатомические особенности кистей.
Для развития мелкой моторики мы используем всевозможные крупы, природные материалы. Мы отвинчиваем крышки, пересыпаем, переливаем, перекладываем. Собираем мозаики, упражняемся с шнурками, липучками, кнопками, пуговицами.
- развитие познавательной деятельности (когнитивное развитие)
Мы можем обучать ребенка в процессе специально организованного занятия за столом, используя дидактический материал (отрабатывая отдельные умения и навыки) – сортируем зеленые и красные круги, а так же в бытовой деятельности (когда мы сами ставим цель, подсказывая необходимые шаги) – у тебя красное платье, найди такие же носочки, и в игре (когда ребенок может самостоятельно ставить цели, планировать и выполнить цепочку действий) – давай играть в солдатиков..
Во время занятий хорошо использовать яркие игрушки с различной фактурой и бытовые предметы. Например, для обучения сортировке можно взять шарики и кубики, а можно шишки и каштаны или вилки и ложки. Использование картинок возможно, только если ребенок знаком с предметами, изображенными на них.
- развитие речи, формирование общения
Дети с синдромом Дауна очень хорошо понимают идею языка и коммуникации, однако само использование речи представляет для них особую сложность. Это связано и с сложностью самого процесса, и с анатомическими особенностями детей – проблемами со слухом, зрением, строением артикуляционного аппарата. Поэтому нужно максимально привлекать ребенка к общению, много говорить, комментировать все свои действия.
Отметим, что в своей работе мы используем и вербальные, и невербальные средства общения (жесты и таблички со словами), чтобы помочь ребенку проявлять себя в общении, отвечать на коммуникацию.
- развитие социальных навыков и навыков самообслуживания.
В основе самообслуживания лежат культурно-гигиенические навыки. Если обычный ребенок без особого труда, наблюдая за взрослым, приобретает определенные умения, навыки и стереотипы поведения, то ребенку с синдромом Дауна необходимо специальное обучение, через многократное повторение, маленькими шажками, положительное эмоциональное подкрепление.
Вывод: в работе с особыми ребенком нужно учиться ждать, потому что обратную реакцию можно увидеть не скоро. Самое важное – уметь радоваться малышу, ведь он не совокупность определенных признаков и умений, не диагноз, а живой человечек, единственный в своём роде, человек, который нуждается в любви и принятии.
Литература:
- Киртоки А.Е., Ростова Н.В. Ребенок родился с Синдромов Дауна: беседы психолога. – М.: Даунсайд Ап, 2010. – 48 с.
- Кумин Л. Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна.- М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2012. – 280 с.
- Медведева Т.П. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна. – М.: Монолит, 2010. – 80 с.
- Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. – М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. – 64 с.
- Поле Е.В. Синдром Дауна. – Дайнсайд Ап, 2012. – 40 с.
- Уиндерс Патриция С. Формирование навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна: Руководство для родителей и специалистов. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2011. – 294 с.