Главная | Регистрация | Вход | RSS | Четверг, 19.09.2024, 14:12 |
ГБДОУ №19 | |
Приветствую Вас Гость |
|
Позновательно-эксперементальная деятельность дошкольниковЧто я слышу – я забываю. Что я вижу - я помню. Что я делаю – я понимаю. Конфуций Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Разовьём интерес к самому себе, к окружающему миру. Дошкольники – прирожденные исследователи. Задача воспитателей дошкольных учреждений, родителей – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять. Мы должны помочь ребенку самостоятельно найти ответы на интересующие его вопросы. Детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных видов детской деятельности в познании окружающего мира, а также экологического воспитания и образования в период дошкольного детства. В ходе этой деятельности ребенок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать элементарные выводы, устанавливать причинно - следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково - познавательных связей детей, становление опытных экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе. Так же формируется умение работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать свою точку зрения. Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды деятельности. Основной формой работы является совместная деятельность: путешествия, эксперименты, экскурсии, также организуются целевые прогулки, циклические наблюдения, проектная деятельность. Благодаря им целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию. При разработке совместной деятельности нужно учитывать: - Разнообразная интеллектуальная и практическая деятельность. (Однообразие информации и способов исследования быстро снижают интерес детей и вызывают скуку) - Содержание занятий должно быть трудным, но посильным для детей. (Слишком простой или сложный материал не вызывает интереса и не создаёт чувства радости от победы) - Важно чтобы при проведении опытов дети были активными участниками, а при обсуждении результата опытов подводить детей к самостоятельным выводам. - Роль взрослого в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Воспитатель, родитель непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом, родителем текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома. В ходе опытно–экспериментальной работы необходима технология поэтапного развития познавательной активности детей, которую можно назвать - «педагогика ожидания». Первый этап - ребенок проводит эксперимент и наблюдает. На втором этапе идет осмысление детьми информации, накопление опыта. Важным условием второго этапа является не торопить ребенка с выводами. Используется так называемая в народе «молчаливая педагогика». В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы предложения детей. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности. Предлагая детям поставить опыт, воспитатель, родитель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей. Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены. Варианты познавательно - экспериментальной деятельности: Эксперимент 1. «Поиск воздуха» Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно, объясняют происходящие процессы на основе результата своих действий (например: дует в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик и т.д.). Эксперимент 2. «Свеча в банке» Предложить детям выяснить, как можно погасить свечу (пламя), не прикасаясь ни к свече, ни к пламени, и не задувая ее. Вместе с детьми проделать следующее: зажечь свечу, накрыть ее банкой и понаблюдать до тех пор, пока она не погаснет. Подвести детей к выводу о том, что для горения нужен кислород, который при этом превращается в другой газ. Поэтому когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет. Люди используют это для тушения огня при пожарах. Эксперимент 3. « Снежинки». Предложить детям увидеть, как образуются снежные звездочки. Когда облако образуется при очень низкой температуре, вместо дождевых капель пары воды сгущаются в крошечные иголочки льда; иголочки слипаются вместе, и на землю падает снег. Хлопья снега состоят из маленьких кристалликов, расположенных в форме звездочек удивительной правильности и разнообразия. Каждая звездочка делится на три, на шесть, на двенадцать частей, симметрично расположенных вокруг одной оси или точки. Нужно только в сильный мороз выйти из дома и выдуть мыльный пузырь. Тотчас же в тонкой плёнке воды появятся ледяные иголочки; они будут у нас на глазах собираться в чудесные снежные звездочки и цветы. Эксперимент 4. «Резиновое яйцо». Предложить детям поместить сваренное вкрутую куриное яйцо в уксус. Уксус растворит яичную скорлупу, а само яйцо превратится в подобие резины. Для проведения этого опыта вам понадобятся: - сваренное вкрутую куриное яйцо - глубокая чашка или стакан (любая емкость, в которую можно поместить яйцо целиком) - уксус План работы: 1. Положите яйцо в емкость и полностью залейте его уксусом. 2. Понаблюдайте за яйцом. Вы увидите на его поверхности крошечные пузырьки. Это уксусная кислота атакует карбонат кальция, содержащийся в яичной скорлупе. Через какое-то время яичная скорлупа изменит свой цвет. 3. Через 3 дня достаньте яйцо и аккуратно промойте его водопроводной водой. 4. Посмотрите, что получилось. Попробуйте надавить на яйцо. Проверьте, как оно будет отскакивать от твердой поверхности. 5. Для сравнения вы можете попробовать замочить в уксусе на 3-4 дня сырое яйцо. Скорлупа яйца станет мягкой и эластичной. Вы можете слегка сдавить яйцо. Но мы не рекомендуем вам пробовать его ударять об пол и другие твердые поверхности. Эксперимент 5. «Подводная лодка из винограда» Предложить детям взять стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросить в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает. Эксперимент 6. «Добыча питьевой воды». Предложить детям выкопать яму в земле глубиной примерно 25 см и диаметром 50 см. Поставить в центр ямы пустой пластиковый контейнер или широкую миску, вокруг нее положите свежей зеленой травы и листьев. Накрыть ямку чистой полиэтиленовой пленкой и засыпать ее края землей, чтобы из ямы не выходил воздух. В центре пленки положить камешек и слегка придавить пленку над пустой емкостью. Приспособление для сбора воды готово. Необходимо оставить свою конструкцию до вечера. А теперь осторожно стряхнуть землю с пленки, чтобы она не попала в контейнер (миску), и посмотреть: в миске находится чистая вода. Откуда же она взялась? Объясните ребенку, что под действием солнечного тепла трава и листья стали разлагаться, выделяя тепло. Теплый воздух всегда поднимается вверх. Он в виде испарения оседает на холодной пленке и конденсируется на ней в виде капелек воды. Эта вода и стекала в вашу емкость; помните, вы ведь слегка продавили пленку и положили туда камень. Теперь вам осталось придумать интересную историю о путешественниках, которые отправились в далекие страны и забыли взять с собой воду, и начинайте увлекательное путешествие. Эксперимент 7. « Умывальников начальник» Малыши имеют одну особенность: они испачкаются всегда, когда к тому есть хоть малейшая возможность. И целый день водить ребенка домой умываться довольно хлопотно, к тому же дети не всегда хотят уходить с улицы. Решить этот вопрос очень просто. Сделайте вместе с ребенком простой умывальник. Для этого вам нужно взять пластиковую бутылку, на ее боковой поверхности примерно на 5 см от донышка сделать шилом или гвоздем отверстие. Работа закончена, умывальник готов. Заткните сделанное отверстие пальцем, налейте доверху воды и закройте крышку. Слегка отвинчивая ее, вы получите струйку воды, завинчивая - вы "закроете кран" своего умывальника. Эксперимент 8. «Стой, руки вверх!» Возьмите небольшую пластмассовую баночку из-под лекарства, витаминов и т. п. Налейте в нее немного воды, положите любую шипучую таблетку и закройте ее крышкой (не завинчивающейся). Поставьте ее на стол, перевернув "вверх ногами", и ждите. Газ, выделенный при химической реакции таблетки и воды, вытолкнет бутылочку, раздастся "грохот" и бутылочку подбросит вверх. Список литературы: 1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г. 2. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г. 3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г. 4. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г. 5. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г. 6. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г. 7. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001. 8. “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко. |
|
Copyright MyCorp © 2024 |