Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 27.04.2024, 12:09

ГБДОУ №19

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
2024
Меню сайта
Другое дело
Права ребенка
Здоровая Россия
Растим детей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Позновательно-эксперементальная деятельность дошкольников

Что я слышу – я забываю.

Что я вижу - я помню.

Что я делаю – я понимаю.

                       Конфуций

Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Разовьём  интерес к самому себе, к окружающему миру.  Дошкольники – прирожденные исследователи.  Задача воспитателей дошкольных учреждений, родителей  – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять.  Мы должны помочь ребенку самостоятельно  найти ответы на интересующие его  вопросы.

Детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных видов  детской деятельности в познании окружающего мира, а также экологического воспитания и образования в период дошкольного детства.

В ходе этой деятельности ребенок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать элементарные выводы, устанавливать причинно - следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково - познавательных связей детей, становление опытных экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе. Так же формируется умение работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать свою точку зрения.

 Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды деятельности.

Основной формой работы является совместная деятельность: путешествия, эксперименты, экскурсии,  также организуются целевые прогулки, циклические наблюдения, проектная деятельность. Благодаря им целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию.

 При разработке совместной деятельности нужно учитывать:

- Разнообразная интеллектуальная и практическая деятельность. (Однообразие информации и способов исследования быстро снижают интерес детей и вызывают скуку)

- Содержание занятий должно быть трудным, но посильным для детей. (Слишком простой или сложный материал не вызывает интереса и не создаёт чувства радости от победы)

- Важно чтобы при проведении опытов дети были активными участниками, а при обсуждении результата опытов подводить детей к самостоятельным выводам.

- Роль взрослого в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Воспитатель, родитель непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей  сохранялось чувство самостоятельности открытия.

Подготовка к проведению экспериментов  начинается с определения педагогом, родителем  текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям.  Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома.

В ходе опытно–экспериментальной работы необходима технология поэтапного развития познавательной  активности детей, которую можно назвать - «педагогика ожидания».

Первый этап - ребенок проводит эксперимент и наблюдает.

На втором этапе идет осмысление детьми информации, накопление опыта. Важным условием второго этапа является не торопить ребенка с выводами. Используется так называемая в народе «молчаливая педагогика».

В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы  предложения детей. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.

Предлагая детям поставить опыт, воспитатель, родитель  сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.

Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.

Варианты познавательно - экспериментальной деятельности:

Эксперимент 1. «Поиск воздуха»

Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно, объясняют происходящие процессы на основе результата своих действий (например: дует в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик и т.д.).

Эксперимент 2. «Свеча в банке»

Предложить детям выяснить, как можно погасить свечу (пламя), не прикасаясь ни к свече, ни к пламени, и не задувая ее.  Вместе с детьми проделать следующее:  зажечь свечу, накрыть ее банкой и понаблюдать до тех пор, пока она не погаснет. Подвести детей к выводу о том, что для горения нужен кислород, который при этом превращается в другой газ. Поэтому когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет. Люди используют это для тушения огня при пожарах.

Эксперимент 3. « Снежинки».

Предложить детям увидеть, как образуются  снежные звездочки. Когда облако образуется при очень низкой температуре, вместо дождевых капель пары воды сгущаются в крошечные иголочки льда; иголочки слипаются вместе, и на землю падает снег. Хлопья снега состоят из маленьких кристалликов, расположенных в форме звездочек удивительной правильности и разнообразия. Каждая звездочка делится на три, на шесть, на двенадцать частей, симметрично расположенных вокруг одной оси или точки.

Нужно только в сильный мороз выйти из дома и выдуть мыльный пузырь. Тотчас же в тонкой плёнке воды появятся ледяные иголочки; они будут у нас на глазах собираться в чудесные снежные звездочки и цветы.

Эксперимент 4. «Резиновое яйцо».

Предложить детям поместить сваренное вкрутую куриное яйцо в уксус. Уксус растворит яичную скорлупу, а само яйцо превратится в подобие резины.

Для проведения этого опыта вам понадобятся:

- сваренное вкрутую куриное яйцо

- глубокая чашка или стакан (любая емкость, в которую можно поместить яйцо целиком)

- уксус

План работы:

1. Положите яйцо в емкость и полностью залейте его уксусом.

2. Понаблюдайте за яйцом. Вы увидите на его поверхности крошечные пузырьки. Это уксусная кислота атакует карбонат кальция, содержащийся в яичной скорлупе. Через какое-то время яичная скорлупа изменит свой цвет.

3. Через 3 дня достаньте яйцо и аккуратно промойте его водопроводной водой.

4. Посмотрите, что получилось. Попробуйте надавить на яйцо. Проверьте, как оно будет отскакивать от твердой поверхности.

5. Для сравнения вы можете попробовать замочить в уксусе на 3-4 дня сырое яйцо. Скорлупа яйца станет мягкой и эластичной. Вы можете слегка сдавить яйцо. Но мы не рекомендуем вам пробовать его ударять об пол и другие твердые поверхности.

Эксперимент 5.  «Подводная лодка из винограда»

Предложить детям взять  стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросить в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

Эксперимент 6. «Добыча питьевой воды».

Предложить детям выкопать яму в земле глубиной примерно 25 см и диаметром 50 см. Поставить в центр ямы пустой пластиковый контейнер или широкую миску, вокруг нее положите свежей зеленой травы и листьев. Накрыть  ямку чистой полиэтиленовой пленкой и засыпать ее края землей, чтобы из ямы не выходил воздух. В центре пленки положить камешек и слегка придавить пленку над пустой емкостью. Приспособление для сбора воды готово.

Необходимо оставить свою конструкцию до вечера. А теперь осторожно стряхнуть  землю с пленки, чтобы она не попала в контейнер (миску), и посмотреть: в миске находится чистая вода.

Откуда же она взялась? Объясните ребенку, что под действием солнечного тепла трава и листья стали разлагаться, выделяя тепло. Теплый воздух всегда поднимается вверх. Он в виде испарения оседает на холодной пленке и конденсируется на ней в виде капелек воды. Эта вода и стекала в вашу емкость; помните, вы ведь слегка продавили пленку и положили туда камень.

Теперь вам осталось придумать интересную историю о путешественниках, которые отправились в далекие страны и забыли взять с собой воду, и начинайте увлекательное путешествие.

Эксперимент 7. « Умывальников начальник»

Малыши имеют одну особенность: они испачкаются всегда, когда к тому есть хоть малейшая возможность. И целый день водить ребенка домой умываться довольно хлопотно, к тому же дети не всегда хотят уходить с улицы. Решить этот вопрос очень просто. Сделайте вместе с ребенком простой умывальник.

Для этого вам нужно взять пластиковую бутылку, на ее боковой поверхности примерно на 5 см от донышка сделать шилом или гвоздем отверстие. Работа закончена, умывальник готов. Заткните сделанное отверстие пальцем, налейте доверху воды и закройте крышку. Слегка отвинчивая ее, вы получите струйку воды, завинчивая - вы "закроете кран" своего умывальника.

Эксперимент 8. «Стой, руки вверх!»

Возьмите небольшую пластмассовую баночку из-под лекарства, витаминов и т. п. Налейте в нее немного воды, положите любую шипучую таблетку и закройте ее крышкой (не завинчивающейся).

Поставьте ее на стол, перевернув "вверх ногами", и ждите. Газ, выделенный при химической реакции таблетки и воды, вытолкнет бутылочку, раздастся "грохот" и бутылочку подбросит вверх.

Список литературы:

1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

2. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.

4. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

5. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.

6. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.

7. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

8. “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
#новостиВО
МИНПРОСВЕЩЕНИЯ
ЗНАНИЕ
ЭКОПОРТАЛ
Госуслуги
Санкт-Петербург
База знаний

Copyright MyCorp © 2024