Многим из нас приходилось слышать, как ребенок разговаривает, что называется «взахлеб». Слова мало понятны, окончания проглатываются, иногда не разобрать, что ребенок пытается сказать.
Чтобы мы могли произносить звуки, а наш голос звучал, нужен воздух. Прежде чем заговорить, необходимо глубоко вдохнуть. Слова произносятся на выдохе. Это значит, что звуки речи рождаются под действием воздушной струи, проходящей через все воздушные пути: от легких через трахею, гортань, глотку до ротовой и носовой полости. Затем цикл повторяется.
Малышам в раннем возрасте, когда они учатся произносить первые слова, приходится познавать, что такое дышать и говорить одновременно. Из-за некоторых заболеваний ( аденоиды, болезни сердца, общая ослабленность организма) им не удается говорить законченными фразами, достаточно четко, с логическими паузами. Создается впечатление, что ребенок задыхается. А ему просто не хватает дыхания, во время разговора у него слабый вдох и короткий выдох.
Родителям, которые желают научить ребенка говорить красиво и четко, следует развивать у ребенка физиологическое и речевое дыхание.
Вот варианты не сложных игр и упражнений, которые можно выполнять дома. Следует заметить, что перед занятиями на развитие дыхания надо проветрить помещение; заниматься нужно не долго, чтобы не было головокружения; у ребенка должен быть положительный эмоциональный настрой. Можно заниматься 2-3 раза в неделю, по одной игре.
«Цветочек»- вдохнуть и задержать дыхание- «понюхать цветок».
«Перышко»- сдуть перышко с ладони.
«Листья летят»- вдохнуть через нос, сдуть листок с ладошки.
«Платочек»- подуть на цветной носовой платочек.
«Покатай карандаш»- вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить карандаш по столу.
«Дудочка»- учить извлекать звук из дудочки.
«Пускание мыльных пузырей»- учить делать длинный выдох через рот.
«Узнай по запаху»- узнать по запаху яблоко среди набора фруктов.
«Самолет»- подуть на бумажный самолет, подвешенный на ниточке.
«Шарик воздушный летит»- подуть на воздушный шарик.
«Свистки»- чей свисток будет дольше свистеть.
«Сдуй снежинку»-сдувать снежинку с варежки.
«Погрей ручки»- вдыхать через нос и дуть на озябшие руки.
«Подуй на бантик (рыбку, цветочек, снежинку, листочек…)»- подуть на предмет, вырезанный из тонкой бумаги и привязанный к ниточке.
«Бурлящая вода»-подуть в воду через трубочку.
«Морские гонки»-через короткую трубочку дуть на бумажные кораблики на воде.
«Духовые инструменты»- учить извлекать звуки из дудочки, трубы, губной гармошки.
«Одуванчик»- летом на прогулке сдуть пушинки с 1-3 раза.
«Пускание мыльных пузырей»- соревнование «Чей пузырь будет летать дольше».