Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 02.12.2020, 09:45

ГБДОУ №19

Меню сайта
Здоровая Россия
Безопасность
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Социализация дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Рассмотрим социализацию дошкольников с выраженной интеллектуальной недостаточностью посредством сюжетно-отобразительной игры.

Игра, являясь ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, занимает важное место в его жизни. Игра является своего рода школой для ребенка, это его естественная жизнь, преломленная сквозь детскую психику. В игре, как в ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста, формируются его личностные качества, интересы, особенности взаимодействия с окружающими, а также отношение к действительности.

Игра незаменима в период дошкольного детства. Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, проявляет творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются активность и самостоятельность. Именно в игре складываются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в игру, первые совместные игры, умение считаться с интересами сверстников. В игре ребенок имеет возможность реализовывать и углублять свои знания. Через игру он входит в мир взрослых, что немало способствует социальной адаптации ребенка. В игре у детей складывается символическая (знаковая) функция сознания, состоящая в использовании вместо реальных предметов их заместителей.

Игра с куклой учит ребенка относится к кукле, как к игрушке, заменяющей человека, беречь и любить ее. Совершая с куклой действия отобразительного характера (купание, кормление, одевание и т.д.), ребенок переносит полученные в игре знания в реальную жизнь, в чем и заключается социальный аспект игровой деятельности. Исходя из того, что социальная адаптация является одной из важных задач обучения и воспитания детей с проблемами в развитии, сюжетно-отобразительная игра имеет не последнее значение в коррекционно-развивающей работе.

Задача взрослого при обучении игре – отбирать содержание и создавать условия для того, чтобы игра началась и развернулась, руководить и управлять ею. Сначала взрослому необходимо играть ведущую роль. Затем взрослый помогает ребенку выбрать игрушку и учит действовать вместе, т.е. переходит к этапу совместной игры. Педагогу необходимо поощрять успехи ребенка, и тогда совместная игра станет желанной.

Организуя игру детей, взрослый прежде всего воздействует на их эмоциональное состояние, поддерживает положительные эмоции. Во время игры педагог формирует поведение ребенка: учит выполнять правила игры, показывает, где и с какой игрушкой удобнее играть, воспитывает бережное отношение к игрушкам, учит не разбрасывать их, убирать на место.

Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную деятельность детей, являются игрушки. Особенно тщательно игрушки должны отбираться педагогом для сюжетно-отобразительной игры, потому как они должны по возможности точно отображать близкие жизненные ситуации. Все игрушки, которые ребенок использует в сюжетно-отобразительной игре, обязательно должны быть похожи на настоящие предметы.

Игрушка для ребенка полна смысла. В игре они заменяют ему предметы и становятся носителями определенных отношений между людьми. Ребенок, манипулируя игрушкой, копирует действия взрослого.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что игра, являясь ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, способствует всестороннему развитию ребенка; посредством отобразительной игры с игрушкой, в частности с куклой, происходит социальная адаптация ребенка, перенос полученных в игре знаний в реальную жизнь.

У детей с выраженной умственной отсталостью игра развивается крайне медленно и без специального обучения остается на уровне манипуляций с игрушками. Многие действия с игрушкой у таких детей однообразны и, как правило, не имеют игрового содержания.

Нарушение темпа психического развития и его своеобразие как бы предопределяют недоразвитие игровой деятельности у умственно отсталых детей уже в раннем возрасте. Задержка сенсомоторного развития тормозит формирование у ребенка более сложных системных процессов (память, мышление, речь), а также затрудняет процесс овладения основными видами деятельности. У детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью предметная деятельность длительное время находится на очень низком уровне. Их действия с предметами часто имеют характер неспецифических манипуляций (бросают предметы и игрушки на пол, сосут, грызут, их, постукивают и т.д.).

Все эти особенности приводят к длительной задержке развития у этих детей всех компонентов игровой деятельности.

Необученные дети с выраженной умственной отсталостью не обнаруживают потребности в игре. Они не проявляют интереса ни к игрушкам, ни к действиям с ними. У отдельных детей наблюдается избирательный интерес к игрушкам, выделяются любимые игрушки, с которыми они предпочитают играть. Однако этот интерес размыт, кратковременен, неустойчив. У таких детей отсутствует поглощение игрой, любые раздражители быстро отвлекают их внимание от игры, после чего она прекращается.

У детей также не сформирован и целевой компонент. Их действия не имеют осмысленного и целенаправленного характера. Ребенок не умеет ставить перед собой конкретную игровую цель. Часто механически или по подражанию взрослому он выполняет те или иные простые манипулятивные действия с игрушками, нередко не отражающие ни физических свойств, ни назначения предметов. И лишь под влиянием длительного обучения у некоторых детей формируется умение осознанно ставить элементарную цель в игре с помощью взрослого (покатать куклу в коляске, покормить, одеть куклу и т.д.).

В процессе длительного обучения эти дети способны овладеть не только разнообразными игровыми действиями, но и разными вариантами их цепочек, что необходимо для развертывания сюжетных и сюжетно-отобразительных игр. Последовательное выполнение нескольких действий весьма сложно для детей этой категории, поэтому они допускают нарушения порядка действий в цепочке, часто забывая, что делать дальше, и ожидая подсказки от педагога.

У детей с выраженной умственной отсталостью проявляется склонность к использованию игрушек, являющихся копией предметов окружающей действительности. Функция замещения спонтанно у них не формируется. Поэтому их необходимо учить использовать различные предметы не только в их прямом назначении, но и в качестве заменителей. Неумение использовать предметы-заместители связано не только с недоразвитием у детей образного мышления и воображения, но, прежде всего, с тем, что у них чрезвычайно скуден запас представлений об окружающем мире и беден опыт предметных действий.

Все это позволяет сделать вывод о том, что в процессе обучения и воспитания детей с выраженной умственной отсталостью особая роль должна быть отведена формированию игровой деятельности.

Формирование игровой деятельности у всех детей построено на основе комплексного подхода, который включает следующие компоненты:

- диагностика детей по игровой деятельности;

- определение задач обучения игровой деятельности

- организация предметно-игровой среды;

- обогащение жизненного опыта детей;

- обучающие игры;

- общение взрослого с детьми в процессе игры.

Для выявления уровня развития игровой деятельности в первоначально было проведено обследование по данному виду деятельности.

Первичная диагностика показала очень низкий уровень развития игровой деятельности у всех детей группы. Никто из детей не мог принять на себя роль, им было недоступно использование предметов-заместителей. Интерес к игрушкам носил слабый, разлитой характер, во многом зависел от внешней привлекательности объектов. Некоторые дети сопротивлялись привлечению их в игру, выказывали отрицательное отношение к игре в виде плача, крика, отказа от деятельности. Все дети играли в одиночку, не существовало ни совместной игры, ни игры рядом.

Отмечались неспецифические манипуляции с игрушками, грубое с ними обращение (например, куклу переносили с места на место, взяв за волосы).

Исходя из особенностей контингента детей, и по результатам проведенной диагностики были определены задачи обучения и воспитания на год:

  1. Формировать умение проявлять интерес к играм и игрушкам.
  2. Формировать умение адекватно, в соответствии с функциональным назначением, использовать простые образные игрушки.
  3. Формировать умение выполнять игровые действия (совместно со взрослым, по подражанию, по образцу).
  4. Воспитывать интерес и потребность в эмоциональном общении с педагогом, с детьми по ходу игры, используя как речевые, так и неречевые средства общения.
  5. Развивать умение подражать неречевым и речевым звукам, имитировать соответствующие движения и звуки (плач куклы, мотор машины и т.д.).
  6. Развивать умение выполнять простые игровые действия, соединять их в простую цепочку игровых действий, отражающую бытовую ситуацию.

Для реализации поставленных задач процесс работы проводился в следующих направлениях:

- занятия по обучению сюжетно-отобразительной игре

В соответствии с результатами обследования и поставленными задачами было составлено примерное проектирование коррекционно-развивающей работы по обучению сюжетно-отобразительной игре. На еженедельных занятиях учителя-дефектолога у детей формировалось особое отношение к кукле как к «игровому заместителю человека». Ребята обучались новым игровым действиям с куклой, которые закреплялись в индивидуальной работе с воспитателями.

- создание развивающей среды

Для успешной реализации поставленных задач необходимо создание соответствующей развивающей среды в помещении группы. Атрибутика кукольного уголка постоянно менялась и обогащалась в соответствии с проводимой игрой. Постепенно вводились предметы-заместители (например, кубик – кусок мыла), дети учились использовать их в игре по назначению.

- обогащение жизненного опыта детей

Работа по этому направлению ведется посредством проведения дидактических игр с куклой, направленных на подготовку к сюжетно-отобразительной игре. Также обогащение жизненного опыта детей проводится на специально организованных занятиях учителя-дефектолога по развитию речи и формированию представлений об окружающем мире. На этих занятиях дети знакомились с предметами и явлениями, необходимыми для проведения сюжетно-отобразительной игры, в соответствии с изучаемой лексической темой (например, одежда, предметы посуды, постельные принадлежности, мебель и т.д.)

- общение взрослого с детьми в процессе игры

Для успешного обучения игровой деятельности необходимым является общение педагога с ребенком во время проведения игры. Педагог разъясняет последовательность игровых действия, одновременно показывая их, с целью последующего соединения действий в простую игровую цепочку. Также во время непосредственного общения в игре педагог показывает образец правильной, грамотной речи, учит звукоподражаниям и выполнению действий по словесной инструкции. Все это способствует расширению пассивного и активизации активного словаря воспитанников.

В результате проведенной работы можно отметить положительную динамику у всех детей группы. Все дети стали принимать совместную деятельность с педагогом, положительно реагировать на куклу.

Часть ребят стали проигрывать самостоятельно отдельные игровые действия с куклой отобразительного характера; на занятиях появился неглубокий интерес к игровым действиям, способ их выполнения – по подражанию.

Другие ребята пока еще не соотносят игровые действия с ролью, но смысл их они понимают. Способ выполнения игровых действий у этих детей по подражанию и частично по образцу. Игровая деятельность у них находится на уровне простых действий с игрушками, а у отдельных ребят уже появилась небольшая цепочка игровых действий (например, накрыть на стол, покормить куклу, затем убрать со стола). Эти дети сопровождают свои игровые действия отдельными высказываниями, как при побуждении со стороны взрослого, так и без него.

Воспитанники стали играть рядом, некоторые из них пытаются контактировать со сверстниками. Отмечается более бережное отношение к кукле: берут ее на руки, качают, гладят по голове, кормят из ложки, разговаривают с ней.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что обучение сюжетно-отобразительной игре способствует положительной динамике в развитии детей, обучает их поведению в социуме.

При написании статьи использовалась следующая литература:

  1. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детский игре. М.: Просвещение, 1982.
  2. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие.-СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. (Серия «Коррекционная педагогика»).
  3. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. М., 2002.

воспитатель Костарева Ирина Анатольевна

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
#новостиВО
ГРИПП
МИНПРОСВЕЩЕНИЯ
Календарь событий
Госуслуги
Санкт-Петербург
Красная книга

Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz