Использование скороговорок на логопедическом занятии
Использование малых фольклорных жанров в логопедической работе.
Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. Что же такое – малый фольклор? Колыбельные песни, потешки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, считалки и т.д.
Малые формы фольклора используют для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для автоматизации звуков, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационой выразительности и различного темпа речи. Это также незаменимый помощник в процессе развития связной речи.
Актуальной задачей речевого развития дошкольников с речевыми нарушениями является и выработка дикции. Известно, что у детей еще недостаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Незаменимый материал для дикционных упражнений - пословицы, поговорки, скороговорки.
Использованием скороговорок на логопедическом занятии:Что такое скороговорка?Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка.
Скороговорки являются прекрасным материалом для улучшения дикции и тренировки произношения звуков, которые ребёнок уже умеет правильно говорить, но пока ещё затрудняется в проговаривании сложных слов и фраз с этими звуками. Когда дети тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более гибкой и совершенной, а также совершенствуется фонематическое восприятие, обогащается словарный запас, развиваются внимание и память. Работа со скороговоркой способствует выработке правильного дыхания, которое имеет большое значение для правильного развития произносительной стороны речи: звукообразования и голосообразования.
Этапы работы над скороговорками и методика разучивания
Медленное прочитывание скороговорки (например, «На былинке пылинка, Пылинка на былинке».
Выясняем смысл скороговорки.
Разбираем непонятные слова для детей. Находим объяснение слов в толковом словаре.
Прохлопать ритм скороговорки.
Медленно, отчетливо произнести каждое слово. Затем сгруппировать слова.
Четко произносим в каждом слове тот звук, который чаще других повторяется в скороговорке.
Повторить эти звуки, четко артикулируя. Произнести звуки [п], [б] хором и по одному. В каких словах слышится звук [п], в каких — звук [б]?
Читаем скороговорку шепотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем громко, с такой же активностью органов артикуляции. Можно произносить текст сначала с сомкнутыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторять фразы с разомкнутыми зубами, тихо, затем увеличиваем высоту голоса.
Работа со скороговоркой направлена на отработку интонации, поэтому просим детей, прочитай скороговорку грустно, радостно, со злостью или удивлением. (шёпотом, тихо, громко)
После того, как добились полной свободы, четкости, легкости произношения, нужно ускорить темп до максимально быстрого. При этом внимательно следить за произнесением всех звуков, не допуская их «смазанности» и нечеткости.
Предлагаем детям зарисовать скороговорку по памяти в тетрадь используя мнемотаблицы.
- Мнемо́ника (др.-греч. μνημονικόν — искусство запоминания), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей): замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов модификации для упрощения запоминания.
1) «На былинке – пылинка, 2) У ежа – ежата,
Пылинка на былинке». У ужа – ужата».
После этого начинаем, проговаривать скороговорку в быстром темпе, с опорой на схему, четко проговаривая звуки, а затем без опоры на схему.
Даем детям возможность потренироваться в произношении скороговорки дома.
Проверяем на следующий день произношение скороговорки по памяти с использованием схемы или без нее. Скороговорка произносится на выдохе в быстром темпе 2-3 раза, без запинки.
Произнести скороговорку хором, индивидуально.
На первых этапах берутся обязательно короткие скороговорки, а затем более сложные.
Произносить скороговорки следует не механически, а ставя перед собой определенную задачу.
Стараемся придать занятиям игровой характер. Соревнуемся, кто быстрее и чётче проговорит скороговорку, или кто угадает скороговорку по губам, при этом говорящий будет показывать только артикуляцию, как в немом кино. Предлагаем спеть скороговорку (колыбельная, частушка, реп, эстрадная песня), произнести голосом животного (лиса, медведь, мышка) и т.д.
Главное, чтобы наши совместные занятия приносили радость ребенку. Дети любят эти занятия и с удовольствием соревнуются в произношении сложных слов и фраз, составлении схем.
При работе со скороговоркой у детей развивается интерес к малым фольклорным формам.
Использование русского фольклора дает следующие положительные результаты: устанавливает эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, расширяет детские представления об окружающем мире, формирует первоначальные знания о национальной культуре своего народа, обогащает лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями, усиливает самоконтроль за правильным звукопроизношением, улучшает дикцию, формирует фонематическое и фонетическое восприятие речи. Использование фольклора улучшает разные виды связной речи: рассказывание, пересказ, диалогическая речь. Таким образом, русский фольклор способствует познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей.