Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 15.08.2018, 14:21

ГБДОУ №19

Меню сайта
Здоровая Россия
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Использование скороговорок на логопедическом занятии

Использование малых фольклорных жанров в логопедической работе.

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. Что же такое – малый фольклор? Колыбельные песни, потешки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, считалки и т.д.

Малые формы фольклора используют для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для автоматизации звуков, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационой выразительности и различного темпа речи. Это также незаменимый помощник в процессе развития связной речи.

Актуальной задачей речевого развития дошкольников с речевыми нарушениями является и выработка дикции. Известно, что у детей еще недостаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата.  Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Незаменимый материал для дикционных упражнений - пословицы, поговорки, скороговорки.

Использованием скороговорок на логопедическом занятии: Что такое скороговорка? Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка.

Скороговорки являются прекрасным материалом для улучшения дикции и тренировки произношения звуков, которые ребёнок уже умеет правильно говорить, но пока ещё затрудняется в проговаривании сложных слов и фраз с этими звуками. Когда дети тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более гибкой и совершенной, а также совершенствуется фонематическое восприятие, обогащается словарный запас, развиваются внимание и память. Работа со скороговоркой способствует выработке правильного дыхания, которое имеет большое значение для правильного развития произносительной стороны речи: звукообразования и голосообразования.

Этапы работы над скороговорками и методика разучивания

  •  Медленное прочитывание скороговорки (например, «На былинке пылинка, Пылинка на былинке».
  • Выясняем смысл скороговорки.
  • Разбираем непонятные слова для детей. Находим объяснение слов в толковом словаре.
  • Прохлопать ритм скороговорки.
  • Медленно, отчетливо произнести каждое слово. Затем сгруппировать слова.
  • Четко произносим в каждом слове тот звук, который чаще других повторяется в скороговорке.
  • Повторить эти звуки, четко артикулируя. Произнести звуки [п], [б] хором и по одному. В каких словах слышится звук [п], в каких — звук [б]?
  • Читаем скороговорку шепотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем громко, с такой же активностью органов артикуляции. Можно произносить текст сначала с сомкнутыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторять фразы с разомкнутыми зубами, тихо, затем увеличиваем высоту голоса.
  • Работа со скороговоркой направлена на отработку интонации, поэтому просим детей, прочитай скороговорку грустно, радостно, со злостью или удивлением. (шёпотом, тихо, громко)
  • После того, как добились полной свободы, четкости, легкости произношения, нужно ускорить темп до максимально быстрого. При этом внимательно следить за произнесением всех звуков, не допуская их «смазанности» и нечеткости.
  • Предлагаем детям зарисовать скороговорку по памяти в тетрадь используя мнемотаблицы.

- Мнемо́ника (др.-греч. μνημονικόν — искусство запоминания), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей): замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов модификации для упрощения запоминания.

1) «На былинке – пылинка,                  2) У ежа – ежата,

      Пылинка на былинке».                        У ужа – ужата».

 

 

  • После этого начинаем, проговаривать скороговорку в быстром темпе, с опорой на схему, четко проговаривая звуки, а затем без опоры на схему.
  • Даем детям возможность потренироваться в произношении скороговорки дома.
  • ​ Проверяем на следующий день произношение скороговорки по памяти с использованием схемы или без нее. Скороговорка произносится на выдохе в быстром темпе 2-3 раза, без запинки.
  • Произнести скороговорку хором, индивидуально.
  • На первых этапах берутся обязательно короткие скороговорки, а затем более сложные.
  • Произносить скороговорки следует не механически, а ставя перед собой определенную задачу.

Стараемся придать занятиям игровой характер. Соревнуемся, кто быстрее и чётче проговорит скороговорку, или кто угадает скороговорку по губам, при этом говорящий будет показывать только артикуляцию, как в немом кино. Предлагаем спеть скороговорку (колыбельная, частушка, реп, эстрадная песня), произнести голосом животного (лиса, медведь, мышка) и т.д.

Главное, чтобы наши совместные занятия приносили радость ребенку. Дети любят эти занятия и с удовольствием соревнуются в произношении сложных слов и фраз, составлении схем.

При работе со скороговоркой у детей развивается интерес к малым фольклорным формам.

Использование русского фольклора дает следующие положительные результаты: устанавливает эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, расширяет детские представления об окружающем мире, формирует первоначальные знания о национальной культуре своего народа, обогащает лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями, усиливает самоконтроль за правильным звукопроизношением, улучшает дикцию, формирует фонематическое и фонетическое восприятие речи. Использование фольклора улучшает разные виды связной речи: рассказывание, пересказ, диалогическая речь. Таким образом, русский фольклор способствует познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей.

                                                                                            Учитель – логопед: Трунилина Е.Н.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Календарь событий
Госуслуги
Санкт-Петербург
Минобрнауки
СПб объединяет
Красная книга

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz