Главная | Регистрация | Вход | RSS | Среда, 03.03.2021, 11:42 |
ГБДОУ №19 | |
Приветствую Вас Гость |
|
Использование скороговорок на логопедическом занятииИспользование малых фольклорных жанров в логопедической работе. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. Что же такое – малый фольклор? Колыбельные песни, потешки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, считалки и т.д. Малые формы фольклора используют для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для автоматизации звуков, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационой выразительности и различного темпа речи. Это также незаменимый помощник в процессе развития связной речи. Актуальной задачей речевого развития дошкольников с речевыми нарушениями является и выработка дикции. Известно, что у детей еще недостаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Незаменимый материал для дикционных упражнений - пословицы, поговорки, скороговорки. Использованием скороговорок на логопедическом занятии: Что такое скороговорка? Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Скороговорки являются прекрасным материалом для улучшения дикции и тренировки произношения звуков, которые ребёнок уже умеет правильно говорить, но пока ещё затрудняется в проговаривании сложных слов и фраз с этими звуками. Когда дети тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более гибкой и совершенной, а также совершенствуется фонематическое восприятие, обогащается словарный запас, развиваются внимание и память. Работа со скороговоркой способствует выработке правильного дыхания, которое имеет большое значение для правильного развития произносительной стороны речи: звукообразования и голосообразования. Этапы работы над скороговорками и методика разучивания
- Мнемо́ника (др.-греч. μνημονικόν — искусство запоминания), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей): замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов модификации для упрощения запоминания. 1) «На былинке – пылинка, 2) У ежа – ежата, Пылинка на былинке». У ужа – ужата».
Стараемся придать занятиям игровой характер. Соревнуемся, кто быстрее и чётче проговорит скороговорку, или кто угадает скороговорку по губам, при этом говорящий будет показывать только артикуляцию, как в немом кино. Предлагаем спеть скороговорку (колыбельная, частушка, реп, эстрадная песня), произнести голосом животного (лиса, медведь, мышка) и т.д. Главное, чтобы наши совместные занятия приносили радость ребенку. Дети любят эти занятия и с удовольствием соревнуются в произношении сложных слов и фраз, составлении схем. При работе со скороговоркой у детей развивается интерес к малым фольклорным формам. Использование русского фольклора дает следующие положительные результаты: устанавливает эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, расширяет детские представления об окружающем мире, формирует первоначальные знания о национальной культуре своего народа, обогащает лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями, усиливает самоконтроль за правильным звукопроизношением, улучшает дикцию, формирует фонематическое и фонетическое восприятие речи. Использование фольклора улучшает разные виды связной речи: рассказывание, пересказ, диалогическая речь. Таким образом, русский фольклор способствует познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей. Учитель – логопед: Трунилина Е.Н. |
|
Copyright MyCorp © 2021 |
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz |