Заучивание стихов с помощью зрительных опор как прием развития опосредованной памяти у дошкольниковВ дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со взрослыми и сверстниками, успешно обучаться в школе, понимать литературу.
Действенным средством разностороннего развития служит художественная литература. Стихотворная речь лучше запоминается. Поэтические образы открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, расширяет его кругозор, обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает прекрасные образцы литературного русского языка.
Заучивание стихов- один из испытанных приемов развития речи. Но легко запоминать стихи могут только дети с хорошей памятью. В это понятие входят объем запоминаемой информации, быстрота и точность запоминания, время хранения информации.
Исследования психологов показали, что для запоминания текста дошкольнику нужно 8- 10 раз (не на одном занятии) повторить стихотворение и 2- 3 раза припомнить в дальнейшем.
Для облегчения запоминания предлагаемого материала можно использовать дополнительные приемы, т.е заучивание с опорой на наглядный материал.
Наиболее эффективно использование иллюстраций. Это позволяет логически запоминать текст через смысловое соотнесение, т.е. логическое запоминание текста. Интенсификация такой работы приобретает особую значимость в связи с тем, что дети испытывают большие трудности в ситуациях, предполагающих использование опосредованной памяти. Установленные смысловые связи между словом или предложением и картинкой помогает ребенку понять смысл стихотворения. Вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий.
Согласно методу использования иллюстраций, содержание одной, двух или четырех строк стихотворения обозначается определенной картинкой, наиболее ярко отражающей это описание.
Например: Слышит мишка косолапый (картинка-медвежонок)
Близкой бури грозный свист (дующий ветер)
Он зовет на помощь папу (медведь)
Удержать последний лист (лист на ветке)
Папа шепчет: «Это осень… (осенний пейзаж)
А осеннею порой
Расстается лес с листвой». Л.Сорокин
Так через зрительные опоры – картинки для детей материализуется содержание стихотворения. Данный подход помогает вспоминать сюжет и не путать в нем порядок событий.
На этапе заучивания стихотворения с помощью цельной «ленты» из серии картинок- зрительных образов отражается его содержание. На последующих этапах работы с целью усложнения стих- иллюстрацию можно разрезать на отдельные картинки- фрагменты, позволяющие детям самостоятельно воспроизводить эту последовательность.
Таким образом, дети учатся быстро и без особых усилий запоминать стихотворный текст и рассказывать его с опорой на картинки- иллюстрации, что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Вместе с тем у детей развиваются ассоциативное мышление, способности к замещению, активизируется речь в целом: пассивный словарь переходит в разряд активного, побуждая к самостоятельному воспроизведению стихотворения, обогащается словарный запас.
|