Оздоровительная работа с дошкольниками в последнее время приобрела особую актуальность. В настоящее время у 50% детей дошкольного возраста (данные Научного центра здоровья детей РАМН) отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, а распространенность плоскостопия составляет на сегодня 40%.
В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.
Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы вызывает не только снижение ее функциональных возможностей, но и на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводя к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием занятий спортом, танцами и т.д.
Профилактика плоскостопия у детей осуществляется по нескольким направлениям:
1.Правильный подбор обуви. Обувь должна быть легкой, хорошо фиксировать ножку, с жестким задником и эластичной подошвой. В детской обуви важны супинатор и каблук в 3-5 мм. для равномерной нагрузки.
2. Хождение босиком и в носках дома не вредит стопам ребенка, но надо не забывать обливать ноги прохладной водой перед сном.
3. Оздоровительная ходьба босиком по массирующим поверхностям (разбросанные камушки, мелкие округлые игрушки, даже подойдут старые канцелярские счеты), лазание по спортивному уголку со шведской стенкой. Летом, идеальной будет ходьба босиком по земле, траве, песку, гальке.
Для профилактики и коррекции плоскостопия существуют специальные несложные упражнения. Следует помнить, что выполнение корригирующих упражнений вместе с ребенком, поддержит его интерес к лечению плоскостопия и даст большой эффект.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ
2. "Веер”
Развести пальцы ног в стороны, свести вместе.(6-8 раз)
3. "Пяточки поссорились – помирились”
Не отрывая носков ног от пола, развести пятки в стороны - поставить вместе. (8-10 раз)
4. "Гусеница”
Стопа опирается на массажный мячик. Перекатывать мяч с пятки на носок и обратно, максимально нажимая ногой на мяч. (8-10 раз)
6. "Перенеси мяч ногами”
7. "Покажи ежика”
Мяч зажат между стопами. Не сгибая коленей, поднять ноги, удерживать их в таком положении 1-2 секунды, опустить. (8-10 раз)
8. "Подними платочек”
Около каждой стопы лежит по носовому платочку.Захватить их пальцами ног, ноги поднять и удержать их в таком положении 1-3 секунды, затем пальцы разжать, чтобы платочки упали. Опустить ноги. (6-8 раз)
9. "Растяни ленточку”
Около пальцев ног лежит ленточка. Захватить ее концы пальцами, ноги поднять и развести их в стороны. (3-4 раза)
10.”Спрячь ленточку в домик”
Поставив правую стопу на ленточку, пальцами ног подбирать ленточку под стопу. Повторить другой ногой. (3-4 раза)
11.”Нарисуй фигуру в воздухе”
Ребенок, вращая стопами, рисует в воздухе фигуры, буквы и т.д.
12 . ”Художник”
На листке бумаги ребенок рисует фигуры и буквы карандашом, зажатым между пальцами ног.
13. Собирание пальцами ног с пола или ковра мелких предметов, игрушек и т.д.