Игры, направленные на развитие навыков конструирования проводятся с детьми с проблемами в развитии с целью формирования мыслительных процессов и восприятия, обогащения сенсорного опыта (действуя с деталями строительного материала, ребенок получает конкретные представления о различной форме, величине, цвете предметов), координации движений и развития мелкой моторики. Конструктивные игры способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результата, учат действовать по показу взрослого, следить за его действиями, подражать им.
Конструирование как особый вид деятельности возникает лишь на определенной ступени развития психики и находится в зависимости от уровня восприятия, мышления, игровой деятельности и степени речевого развития ребенка.
В конструировании существует возможность для развития всех сторон интеллекта, а также конструктивные игры моделируют творческий процесс. Они долго не надоедают ребенку, так как обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций. В процессе конструирования развивается воображение, игровая деятельность.
Обеспечение игровой мотивации и постановка игровой цели являются важными условиями успешности обучения детей конструированию. Конструирование будет интересно детям только тогда, когда оно обусловлено их игровыми потребностями.
Изначально нужно вызвать интерес к конструированию взрослого, учить детей наблюдать за возведением постройки, за процессом обыгрывания. При этом взрослый должен выглядеть заинтересованным, эмоциональным, должен оречевлять свои конструктивные и игровые действия. Затем следует этап выполнения построек путем совместных действий, затем по подражанию, далее по образцу. Поэтапным является и введение материалов для конструирования: объемный материал, плоскостной материал (например, геометрические фигуры), палочки.
В процессе занятий по конструированию ребенок с проблемами в развитии учится ориентироваться в малом пространстве, учится понимать слова, обозначающие взаиморасположение элементов по отношению друг к другу, самостоятельно употреблять эти слова в речи.
Очень важно, что в процессе конструирования происходит развитие способности к аналитико-синтетической деятельности, когда ребенок воспроизводит образец конструкции или строит исходя из собственного представления об объекте, либо конструирует из палочек по схеме.
Невозможно переоценить значение конструирования для формирования умения понимать и правильно употреблять в речи предлоги и предложные конструкции. Также дети учатся понимать и правильно употреблять слова в различных падежах (Этот дом для кого? – для куклы; Конус стоит на чем? – на цилиндре; Чего не хватает домику? – не хватает крыши,..)
Конструирование из палочек помимо того, что развивает зрительное внимание и восприятие, является также важным подготовительным этапом перед изучением букв.
Конструирование развивает мелкую моторику рук, тактильное восприятие, пространственное восприятие, зрительно-моторную координацию.
Привожу пример занятия по конструированию на самых начальных этапах обучения:
Построим ворота
Цель: учить детей делать постройки по образцу из строительного материала. Развитие мелкой моторики рук. Развитие зрительного внимания и восприятия. В процессе обыгрывания постройки развивать речь.
Пособия: По три кирпичика на ребенка и взрослого, маленькая машинка, которая должна свободно проезжать через ворота, не разрушая их.
Ход занятия: Взрослый кладет на стол три кирпичика и спрашивает: «Что это?» - «Это кирпичики». Взрослый говорит: «Мы будем строить ворота. Посмотри как я строю ворота». Ставит кирпичик на короткую узкую грань. Другой кирпичик ставит на таком расстоянии от первого, чтобы сверху можно было перекрыть третьим кирпичиком плашмя. «Теперь ты построй ворота». Ребенок действует по образцу (если это затруднительно – по подражанию). Взрослый прокатывает машинку в свои воротики и говорит «Машина едет», предлагает ребенку прокатить машинку через свои. В конце занятия взрослый просит сложить кирпичики в коробку.
Сейчас доступно большое количество литературы для родителей на данную тему; я могу порекомендовать следующую книгу: Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Творю. Строю. Мастерю (Развитие конструктивного праксиса). – С-Пб, 2004.