Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья путем приобщения к художественному творчеству.
При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимо учитывать следующие научные аспекты:
1. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь (центр Брока и центр Вернике) и движения пальцев рук расположены очень близко. Активизируя соответствующие отделы головного мозга путём стимуляции тонкой моторики, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
2. Ранний возраст - сензитивный период для сенсорного развития.
3. Для ребенка раннего и младшего дошкольного возраста гораздо важнее сам процесс рисования, чем его конечный результат.
4. Рисование, напрямую связанное со зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.
Планируя приобщение ребенка к художественному творчеству, необходимо учитывать:
- паспортный и биологический возраст ребенка;
- физическое и эмоциональное состояние ребенка в данный момент;
- темперамент ребенка;
- индивидуальные особенности ребенка.
Направления художественного творчества:
- Рисование;
- Лепка из пластилина и солёного теста;
- Наклеивание и склеивание предметов;
- Создание печатей;
- Рисование на манке.
Рисование. На занятиях используются различные техники рисования:
- Кисточкой. Этот способ рисования можно назвать классическим. Малыш учится правильно держать кисточку, проводить линии или примакивать;
- Ватными палочками. Этот способ рисования помогает малышу сосредоточиться, чтобы с помощью палочки оставить ровный след;
- Губкой. Ширина следа, оставляемого губкой, зависит от силы нажима, поэтому малыш может экспериментировать с линиями, а рисунки, выполненные в этой технике, получаются яркими и выразительными.
Перед началом занятия педагог делает заготовку, к которой в последствии ребенок добавит недостающий элемент. После выполнения задания, предложенного педагогом, ребенок может взять чистый лист бумаги и изобразить на нем то, что считает нужным.
Лепка из пластилина и солёного теста.
Пластилин, тесто и другие материалы, пригодные для лепки, дают детям прекрасную возможность для свободного творчества. Пластилин – более упругий материал, тесто же – мягкое и гибкое, лучше поддаётся физическому воздействию.
Наклеивание и склеивание предметов.
Малыши еще не в совершенстве владеют навыком выполнения многоступенчатого действия (работа с клеем предполагает именно такие действия), поэтому можно предложить малышам сыпать мелкие детали на заготовку, смазанную клеем.
Создание печатей.
Суть данного метода рисования проста: прижать предмет к краске, а потом к бумаге. В качестве печатей может быть использован практически любой предмет.
Рисование на манке.
Такой способ рисования даёт ребенку возможность тактильного взаимодействия с природным материалом. Малыш может рисовать палочками, руками, маленькими грабельками, у него всегда есть возможность засыпать лишнее и нарисовать заново.