Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 19.04.2024, 22:07

ГБДОУ №19

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
2024
Меню сайта
Другое дело
Права ребенка
Здоровая Россия
Растим детей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Логоритмика

В современной педагогике Логоритмика является оной из коррекционных здоровьесберегающих технологиий.
Логоритмические занятия помогают заинтересовать детей, удержать их внимание, вызвать живой, искренний интерес к процессу обучения. Дети с удовольствием выполняют несложные подвижные игры с музыкальным сопровождением.
Что же такое логоритмика. Давайте обратимся к существующим теоретическим источникам. Например, в официальных источниках дословно логоритмика переводится так:
Из электронного словаря [см. лого- и ритмика] - 1) одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи слова, музыки и движения, и используемой в коррекционно-развивающих целях; 2) система музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых упражнений, применяемая в коррекционной работе по преодолению речевых нарушений. (4.)

Логоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются произношением специального языкового материала с музыкальным сопровождением. Одна из основных задач логоритмики – устранение речевых нарушений, решение проблемы развития речи у детей. (5.)
    Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его психомоторного развития и речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Музыкально-двигательные игры помогают ребенку развить общую моторику. Это благотворно влияет на появление экспрессивной речи.
    Занятия по логоритмике помогают сформировать и развить:
общую и мелкую моторику,
координацию движений во взаимодействии с речью,
ориентацию в пространстве,
чувство не только музыкального и стихотворного темпа, но и речевого темпа и ритма,
дыхание речевое и неречевое,
артикуляцию, мимику и голос,
правильное звукопроизношение и фонематический слух (умения правильно слышать звуки родного языка),
внимание и память,
творческую фантазию и воображение,
расширить словарный запас.
Мы опираемся в основном на опыт практической работы, представленной в пособии Лукина Н.А., Сарычева И.Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста (2-3 года). Пособие является совместной авторской разработкой педагога-дефектолога и музыкального руководителя. (Лукина Н. А. Стр 6.). Используем практический опыт Екатерины Железновой. Её музыкальные произведения широко представлены в интернете и доступны для всех пользователей.
    Наши занятия с элементами логоритмики проводятся с небольшой подгруппой до 5-7 человек, в зависимости от целей занятия и особенностей психомоторного и речевого развития детей.     

Использованная литература:
Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 160 с.
Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4 -5 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 160 с.
Лукина Н.А., Сарычева И.Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста (2-3 года). Практическое пособие. - СПб.: Паритет, 2004. - 112 с.
http://vocabulary.ru/termin/logoritmika.html
http://www.karapuzovedenie.com/2012/03/chto-takoje-detskaja-logoritmika.html
http://www.crlotos.ru/helpful_information/logoritmika/

Рекомендуемая литература:
Волкова Г. А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией. — СПб, 1993.
Беденко Г. В., Поваляева М.А. Логоримические занятия в старших группах для детей с дизартриями. — Ростовский государственный университет. 1997.
Здравствуй, пальчик! Как живёшь?: картотека тематических пальчиковых игр/сост. Л. Н. Калмыкова. - Волгоград: Учитель, 2014. - 247 с.
Кириллова Ю. А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. Младшая и средняя группы. Методическое пособие для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008 — 320с.
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. - М.: Издательство ГНОМ, 2014. - 16 с.
Е. Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. - 2-ое изд. - СПб.: КОРОНА принт, 2005. - 80 с.
Никитина А. В. 20 лексических тем: пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки, потешки для детей. - СПб.: КАРО, 2009. 
Нищева Н. В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду. – М.: Детство-Пресс 2014 96 с , СД.
Новиковская О. А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. Корона-Принт, 2018.
Воронова Е. А. Логоритмика для детей 5-7 лет. – М.:ТЦ. Сфера, 2019. - 128 с.
Овчинникова Т. С. Логопедические распевки. – СПб.: КАРО, 2013. – 64 с. MP3

Приведём пример нашего логоритмического занятия.
    Тема: "Путешествие в весенний лес к диким животным».
    Цель: Развитие общей и мелкой моторики, в процессе координации речи, движения и музыки. Развитие экспрессивной речи и артикуляционного аппарата.    
    Задачи развивающие:
Развитие умения наблюдать за живой и неживой природой, замечать в ней изменения.
Развитие умения внимательно слушать простые загадки и понимать их (отгадывать).
Развитие речи с движениями с музыкальным сопровождением и без него.
Развитие артикуляционного аппарата, выполнение доступных элементов артикуляционной гимнастики.
Развитие мелкой моторики пальцев рук (пальчиковые игры с речевым сопровождением).
Развитие слухового восприятия, внимания, памяти («Отгадай животное по звуку»).
Формирование умения слушать и слышать ритм музыки, воспроизводить несложные ритмические структуры.
    Задачи образовательные:
Уточнение и закрепление знаний о весне, её основных признаках. О названиях диких животных, живущих в лесу.  
Закрепление знаний о названиях музыкальных инструментов: «бубен».
    Задачи воспитательные:
1.   Развитие умения слушать педагога, выполнять задания в соответствии с задачами     занятия.
Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку.
Воспитывать бережное отношение к природе.
    Оборудование:
Музыкальные инструменты: бубен; ТСО (музыкальный центр). Диски с записью музыкальных произведений.
Образные игрушки животных (заяц, лиса, ёж, медведь, ёлки разного размера). Шапочки зайцев для детей.
Коврики для релаксации.
Ход занятия:
    Орг момент. Здравствуйте, ребята! Мы сегодня с вами будем играть в интересные игры. Вы любите играть? Мы с вами отправимся в весёлое путешествие в сказочный лес. А отправимся мы на поезде!
    ПЕСНЯ: «Вот поезд наш мчится».
    Кто знает, какое сейчас время года? (Весна) Что происходит весной?
    Звучит в записи музыка Леса «Мелодия нежности», а дети называют признаки весны.
    Кто живёт в лесу? (животные, дикие животные).    
    Что растёт в лесу? В лесу растут ёлочки:
    Координация речи с движением: «Ель, ёлка, ёлочка — колкая иголочка».
Давайте отгадаем, кто прячется под ёлочкой? Загадка про зайца:
Всех боится он в лесу:
Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь,
С длинными ушами...
    Зайка появляется и знакомится. Дети одевают маски зайчиков.

    ПЕСНЯ-ИНСЦЕНИРОВКА: «Зайка маленький сидит».
Педагог:
Вдруг зайка кого-то испугался:
Всех зверей она хитрей!
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост — её краса.
Это зверь лесной — (Дети: ЛИСА).

    ПЕСНЯ-ИНСЦЕНИРОВКА: «На лесной лужайке разбежались зайки». Под конец песни появляется игрушка лисы и пугает зайцев-детей зайцы прячутся в норку.
    Педагог: Бегут зайки дальше по лесу и, вдруг, увидели берлогу! А кто спит в берлоге? (Звук: «Рычание медведя»).
Педагог читает стихотворение: «Мишка, мишка лежебока...».
    А весной мишка просыпается (Появляется игрушка медведя).        
    «Хозяин лесной, просыпается весной,
    А зимой под южный вой, спит в избушке снеговой».
    Мишка проснулся, давайте ему поможем сделать зарядку: Дыхательная гимнастика. «Мишка лапки подними...».
        
    Музыка с мамой: «Три медвежонка»
Что едят медведи? (Мёд, рыбу, малину).
Сладкоежка-медвежонок
Мёда вылизал бочонок.
Мама из лесу придёт,
И сластёне попадёт. (С. Крупилина). Давайте мы покажем, как мишки облизываются, когда едят мёд. (Дети повторяют за учителем дефектологом элементы артикуляционной гимнастики).

    Артикуляционная гимнастика: Оближем верхнюю губу и нижнюю. Слегка улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий край языка на верхнюю губу. Держать 3-5 секунд — убрать в рот.  На нижней губе.

    Игры с с пальчиками «Дикие животные». (Е. Борисова) (4.)
    Это зайчонок, это бельчонок,                  (Сгибать пальцы в кулачок,
    Это лисёнок, это волчонок,                            начиная с мизинца.)
    А это спешит, ковыляет спросонок         (Вращать большим пальцем.)
    Бурый мохнатый, смешной медвежонок.     

    В лесу весной  медведь встретил? Звук: «Фырчание ежа».
Фыркает, когда сердит,
Весь иголками покрыт
С головы до ножек,
Зверёк этот — Ёжик.
    «Ёжик играет в бубен» Дети ритмично ударяют в бубен по очереди под весёлую мелодию: «Ты катись весёлый бубен...».

    Релаксация: А теперь все звери устали и хотят спать. Давайте мы с ними немного отдохнём и полежим на ковриках под ёлочками. Дети находят ёлочки, под которыми лежат коврики и ложатся на них. Звучит в записи приятная музыка, дети спокойно вдыхают через нос, а выдыхают через рот, отдыхают.
    Подведение итогов:
Понравилось вам наше путешествие в весенний лес?
Кого мы встретили в лесу? (Дети перечисляют).
Как назвать всех животных, живущих в лесу? (Дикие животные).
    Затем под музыку «Вот поезд наш мчится, колёса стучат» отправляются в свою группу, держась друг-другу за плечи.

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
#новостиВО
МИНПРОСВЕЩЕНИЯ
ЗНАНИЕ
ЭКОПОРТАЛ
Госуслуги
Санкт-Петербург
База знаний

Copyright MyCorp © 2024