«Актуальные вопросы, связанные с особенностями формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией»
Одной из актуальных проблем современной логопедии является проблема нарушения связной речи у детей. Вопросам изучения связной речи детей посвящены работы таких педагогов, логопедов, психологов, лингвистов, как Т. В. Ахутина [1], JI. С. Выготский [4], В. К. Воробьёва [3], В. П. Глухов [5], Н. И. Жин- кин [6], Т. А. Ладыженская [7], Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова [9], А. А. Леонтьев [10], С. Л. Рубинштейн [12], Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина [13] и др.
Связная речь предполагает усвоение богатейшего словарного запаса языка, языковых законов и норм, их практическое применение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом: умение полно, связно, последовательно и понятно передавать окружающим содержание текста или самостоятельно составлять связный текст (Т. В. Ахутина [1], Е. А. Баринова [2], В. П. Глухов [5], Н. И. Жинкин [6] и др.).
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения детьми связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи (В. П. Глухов [5]).
Связная монологическая речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности и характеризуется единством смысловой цельности и связности языкового оформления (Е. А. Баринова [2], Т. А. Ладыженская [7], А. А. Леонтьев [10]).
Нарушение формирования связной речи отмечается у различных категорий детей с отклонениями в развитии. Однако исследований, касающихся формирования связной речи дошкольников, страдающих стертой дизартрией, недостаточно.
Вместе с тем, по данным Л. В. Лопатиной и Н. В. Серебряковой [И], у детей с дизартрией недостаточно сформированы языковые средства, задерживается формирование коммуникативной функции речи.
Целью экспериментального исследования являлось изучение особенностей и уровней сформированности связной монологической речи в различных видах связных высказываний у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Для изучения особенностей связной речи была использована методика Р. И. Лалаевой [8], т. е. изучение шло на материале составления рассказа с опорой на наглядность, на материале пересказа, рассказа по серии сюжетных картинок, самостоятельного рассказа
В исследовании приняли участие 40 детей в возрасте 6 лет. Контрольную группу составили 20 детей с нормальным речевым развитием, экспериментальную группу составили 20 детей со стертой дизартрией.
В ходе эксперимента было выявлено, что дети со стертой дизартрией отстают по уровню развития связной монологической речи от детей с нормальным речевым развитием.
Дети контрольной группы показали более высокие результаты сформированности связной речи, чем дети экспериментальной группы. В контрольной группе преобладал уровень развития связной речи — выше среднего, а в экспериментальной группе преобладал низкий уровень развития связной речи.
Результаты выполнения всех заданий на составление различных видов рассказов показали, что степень трудности и успешность выполнения разных заданий была неодинакова у дошкольников как контрольной, так и экспериментальной группы.
У детей той и другой группы наиболее успешным было выполнение заданий, предполагающих пересказ текста и составление рассказа по серии сюжетных картинок. Наибольшие трудности дети обеих групп испытывали при составлении рассказа по сюжетной картинке и в самостоятельном рассказе.
В семантическом оформлении текста у детей той и другой группы отмечались схожие ошибки: замены видовых наименований, пропуски второстепенных смысловых звеньев.
В ходе эксперимента были выявлены ошибки, характерные только для детей экспериментальной группы. К ним относятся:
- фрагментарное воспроизведение текста;
- пропуски основных смысловых звеньев;
- отсутствие раскрытия временных и причинно- следственных связей;
- поверхностное синтаксирование.
В языковом оформлении текста дети контрольной группы допустили незначительные ошибки: в единичных случаях в рассказах связующие звенья были представлены эпизодически, рассказ состоял из простых предложений. Однако дети с нормальным речевым развитием грамматических ошибок не допускали.
У детей экспериментальной группы были ярко выражены грамматические ошибки, которые не наблюдались у детей с нормальным речевым развитием. Для детей с дизартрией были характерны следующие типы ошибок:
- ошибки в словообразовании;
- пропуски служебных слов: предлогов, союзов;
- ошибки в согласовании слов, замены флексий;
- пропуск членов предложения, выраженных глаголом. Таким образом, можно сделать вывод, что дошкольники со стертой дизартрией значительно отстают по уровню развития связной монологической речи от нормально развивающихся сверстников. Связная речь детей с дизартрией нарушена в большей степени в звене языкового оформления текста.
Итак, поведенное исследование показало, что связная монологическая речь у дошкольников со стертой дизартрией имеет качественные особенности по сравнению с детьми без ре чевой патологии, что необходимо учитывать при проведении коррекционно-развивающей работы.
С учетом выявленных в ходе эксперимента особенностей, были подобраны методические рекомендации, в которых были представлены игры и упражнения для развития связной монологической речи у детей со стертой дизартрией и, в частности, для развития языкового оформления высказывания.
ЛИТЕРАТУРА
- Ахутина Т. В. Порождение речи: Нейролингвистический анализ синтаксиса. М., 2007. 216 с.
- Баринова Е. А. Лингвистические основы методики развития связной речи II Развитие речи учащихся: Учёные записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Лениздат, 1971. Т. 447.
- Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М., 2006. 158 с.
- Выготский Я С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное (собрание трудов) / Коммент. И. В. Пешкова. М., 2001. 368 с.
- Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М., 2002. 144 с.
- Жинкин Н. И. Механизмы речи. М., 1958. 37 с.
- Ладыженская Т. А. Связная речь (методика развития речи на уроках русского языка). М.: Просвещение, 1980. 240 с.
- Лалаева Р И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи. СПб., 2006. 56 с.
- Лалаева Р И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития у дошкольников. СПб., 1999.
- Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука, 1969. 307 с.
- Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. СПб., 2002. 78 с.
- Рубинштейн С. Л. К психологии речи//Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1941. Т 35.
- Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. «Нарушение речи у детей». М., 1993. 243 с.