Главная | Регистрация | Вход | RSS | Суббота, 05.10.2024, 06:45 |
ГБДОУ №19 | |
Приветствую Вас Гость |
|
Особенности формирования связной речи...«Актуальные вопросы, связанные с особенностями формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией» Одной из актуальных проблем современной логопедии является проблема нарушения связной речи у детей. Вопросам изучения связной речи детей посвящены работы таких педагогов, логопедов, психологов, лингвистов, как Т. В. Ахутина [1], JI. С. Выготский [4], В. К. Воробьёва [3], В. П. Глухов [5], Н. И. Жин- кин [6], Т. А. Ладыженская [7], Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова [9], А. А. Леонтьев [10], С. Л. Рубинштейн [12], Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина [13] и др. Связная речь предполагает усвоение богатейшего словарного запаса языка, языковых законов и норм, их практическое применение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом: умение полно, связно, последовательно и понятно передавать окружающим содержание текста или самостоятельно составлять связный текст (Т. В. Ахутина [1], Е. А. Баринова [2], В. П. Глухов [5], Н. И. Жинкин [6] и др.). Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения детьми связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи (В. П. Глухов [5]). Связная монологическая речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности и характеризуется единством смысловой цельности и связности языкового оформления (Е. А. Баринова [2], Т. А. Ладыженская [7], А. А. Леонтьев [10]). Нарушение формирования связной речи отмечается у различных категорий детей с отклонениями в развитии. Однако исследований, касающихся формирования связной речи дошкольников, страдающих стертой дизартрией, недостаточно. Вместе с тем, по данным Л. В. Лопатиной и Н. В. Серебряковой [И], у детей с дизартрией недостаточно сформированы языковые средства, задерживается формирование коммуникативной функции речи. Целью экспериментального исследования являлось изучение особенностей и уровней сформированности связной монологической речи в различных видах связных высказываний у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. Для изучения особенностей связной речи была использована методика Р. И. Лалаевой [8], т. е. изучение шло на материале составления рассказа с опорой на наглядность, на материале пересказа, рассказа по серии сюжетных картинок, самостоятельного рассказа В исследовании приняли участие 40 детей в возрасте 6 лет. Контрольную группу составили 20 детей с нормальным речевым развитием, экспериментальную группу составили 20 детей со стертой дизартрией. В ходе эксперимента было выявлено, что дети со стертой дизартрией отстают по уровню развития связной монологической речи от детей с нормальным речевым развитием. Дети контрольной группы показали более высокие результаты сформированности связной речи, чем дети экспериментальной группы. В контрольной группе преобладал уровень развития связной речи — выше среднего, а в экспериментальной группе преобладал низкий уровень развития связной речи. Результаты выполнения всех заданий на составление различных видов рассказов показали, что степень трудности и успешность выполнения разных заданий была неодинакова у дошкольников как контрольной, так и экспериментальной группы. У детей той и другой группы наиболее успешным было выполнение заданий, предполагающих пересказ текста и составление рассказа по серии сюжетных картинок. Наибольшие трудности дети обеих групп испытывали при составлении рассказа по сюжетной картинке и в самостоятельном рассказе. В семантическом оформлении текста у детей той и другой группы отмечались схожие ошибки: замены видовых наименований, пропуски второстепенных смысловых звеньев. В ходе эксперимента были выявлены ошибки, характерные только для детей экспериментальной группы. К ним относятся:
В языковом оформлении текста дети контрольной группы допустили незначительные ошибки: в единичных случаях в рассказах связующие звенья были представлены эпизодически, рассказ состоял из простых предложений. Однако дети с нормальным речевым развитием грамматических ошибок не допускали. У детей экспериментальной группы были ярко выражены грамматические ошибки, которые не наблюдались у детей с нормальным речевым развитием. Для детей с дизартрией были характерны следующие типы ошибок:
Итак, поведенное исследование показало, что связная монологическая речь у дошкольников со стертой дизартрией имеет качественные особенности по сравнению с детьми без ре чевой патологии, что необходимо учитывать при проведении коррекционно-развивающей работы. С учетом выявленных в ходе эксперимента особенностей, были подобраны методические рекомендации, в которых были представлены игры и упражнения для развития связной монологической речи у детей со стертой дизартрией и, в частности, для развития языкового оформления высказывания. ЛИТЕРАТУРА
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |