Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 05.10.2024, 06:45

ГБДОУ №19

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
2024
Меню сайта
Другое дело
Права ребенка
Здоровая Россия
Растим детей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Особенности формирования связной речи...

«Актуальные вопросы, связанные с особенностями формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией»

Одной из актуальных проблем современной логопедии явля­ется проблема нарушения связной речи у детей. Вопросам изуче­ния связной речи детей посвящены работы таких педагогов, ло­гопедов, психологов, лингвистов, как Т. В. Ахутина [1], JI. С. Вы­готский [4], В. К. Воробьёва [3], В. П. Глухов [5], Н. И. Жин- кин [6], Т. А. Ладыженская [7], Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова [9], А. А. Леонтьев [10], С. Л. Рубинштейн [12], Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина [13] и др.

Связная речь предполагает усвоение богатейшего словарного запаса языка, языковых законов и норм, их практическое приме­нение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом: умение полно, связно, последовательно и понятно передавать окружающим содержание текста или самостоятельно составлять связный текст (Т. В. Ахутина [1], Е. А. Баринова [2], В. П. Глу­хов [5], Н. И. Жинкин [6] и др.).

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения детьми связной речью. Адекватное восприя­тие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют до­статочного уровня развития связной речи (В. П. Глухов [5]).

Связная монологическая речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности и характеризуется един­ством смысловой цельности и связности языкового оформления (Е. А. Баринова [2], Т. А. Ладыженская [7], А. А. Леонтьев [10]).

Нарушение формирования связной речи отмечается у раз­личных категорий детей с отклонениями в развитии. Однако ис­следований, касающихся формирования связной речи дошколь­ников, страдающих стертой дизартрией, недостаточно.

Вместе с тем, по данным Л. В. Лопатиной и Н. В. Серебря­ковой [И], у детей с дизартрией недостаточно сформированы языковые средства, задерживается формирование коммуника­тивной функции речи.

Целью экспериментального исследования являлось изуче­ние особенностей и уровней сформированности связной моно­логической речи в различных видах связных высказываний у де­тей дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Для изучения особенностей связной речи была использована методика Р. И. Лалаевой [8], т. е. изучение шло на материале со­ставления рассказа с опорой на наглядность, на материале пере­сказа, рассказа по серии сюжетных картинок, самостоятельного рассказа

В исследовании приняли участие 40 детей в возрасте 6 лет. Контрольную группу составили 20 детей с нормальным речевым развитием, экспериментальную группу составили 20 детей со стертой дизартрией.

В ходе эксперимента было выявлено, что дети со стертой ди­зартрией отстают по уровню развития связной монологической речи от детей с нормальным речевым развитием.

Дети контрольной группы показали более высокие результа­ты сформированности связной речи, чем дети эксперименталь­ной группы. В контрольной группе преобладал уровень развития связной речи — выше среднего, а в экспериментальной группе преобладал низкий уровень развития связной речи.

Результаты выполнения всех заданий на составление различ­ных видов рассказов показали, что степень трудности и успеш­ность выполнения разных заданий была неодинакова у дошколь­ников как контрольной, так и экспериментальной группы.

У детей той и другой группы наиболее успешным было вы­полнение заданий, предполагающих пересказ текста и составле­ние рассказа по серии сюжетных картинок. Наибольшие трудно­сти дети обеих групп испытывали при составлении рассказа по сюжетной картинке и в самостоятельном рассказе.

В семантическом оформлении текста у детей той и другой группы отмечались схожие ошибки: замены видовых наименова­ний, пропуски второстепенных смысловых звеньев.

В ходе эксперимента были выявлены ошибки, характерные только для детей экспериментальной группы. К ним относятся:

  • фрагментарное воспроизведение текста;
  • пропуски основных смысловых звеньев;
  • отсутствие раскрытия временных и причинно- следственных связей;
  • поверхностное синтаксирование.

В языковом оформлении текста дети контрольной группы допустили незначительные ошибки: в единичных случаях в рас­сказах связующие звенья были представлены эпизодически, рассказ состоял из простых предложений. Однако дети с нор­мальным речевым развитием грамматических ошибок не допус­кали.

У детей экспериментальной группы были ярко выраже­ны грамматические ошибки, которые не наблюдались у детей с нормальным речевым развитием. Для детей с дизартрией были характерны следующие типы ошибок:

  • ошибки в словообразовании;
  • пропуски служебных слов: предлогов, союзов;
  • ошибки в согласовании слов, замены флексий;
  • пропуск членов предложения, выраженных глаголом. Таким образом, можно сделать вывод, что дошкольники со стертой дизартрией значительно отстают по уровню развития связной монологической речи от нормально развивающихся сверстников. Связная речь детей с дизартрией нарушена в боль­шей степени в звене языкового оформления текста.

Итак, поведенное исследование показало, что связная моно­логическая речь у дошкольников со стертой дизартрией име­ет качественные особенности по сравнению с детьми без ре чевой патологии, что необходимо учитывать при проведении коррекционно-развивающей работы.

С учетом выявленных в ходе эксперимента особенностей, были подобраны методические рекомендации, в которых были представлены игры и упражнения для развития связной моноло­гической речи у детей со стертой дизартрией и, в частности, для развития языкового оформления высказывания.

ЛИТЕРАТУРА

  • Ахутина Т. В. Порождение речи: Нейролингвистический анализ син­таксиса. М., 2007. 216 с.
  • Баринова Е. А. Лингвистические основы методики развития связной речи II Развитие речи учащихся: Учёные записки ЛГПИ им. А. И. Герце­на. Лениздат, 1971. Т. 447.
  • Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М., 2006. 158 с.
  • Выготский Я С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознатель­ное (собрание трудов) / Коммент. И. В. Пешкова. М., 2001. 368 с.
  • Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М., 2002. 144 с.
  • Жинкин Н. И. Механизмы речи. М., 1958. 37 с.
  • Ладыженская Т. А. Связная речь (методика развития речи на уроках русского языка). М.: Просвещение, 1980. 240 с.
  • Лалаева Р И. Методика психолингвистического исследования наруше­ний речи. СПб., 2006. 56 с.
  • Лалаева Р И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития у дошкольников. СПб., 1999.
  • Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речево­го высказывания. М.: Наука, 1969. 307 с.
  • Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. СПб., 2002. 78 с.
  • Рубинштейн С. Л. К психологии речи//Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1941. Т 35.
  • Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. «Нарушение речи у детей». М., 1993. 243 с.
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
#новостиВО
МИНПРОСВЕЩЕНИЯ
ЗНАНИЕ
ЭКОПОРТАЛ
Госуслуги
Санкт-Петербург
База знаний

Copyright MyCorp © 2024